Чем отличается букварь и азбука. Чем азбука отличается от букваря? Чем отличается Букварь от Азбуки

Букварь — первая книга-учебник, которая попадает в детские руки. С нее начинается путь школьника, вчерашнего дошколенка, к знаниям. По этой книге дети учатся писать и читать.

Давным-давно дети также ходили в школу, но читать учились не по букварю. В старину вырезали буквы на дощечках из дерева. Потом стали появляться книги. Уже в древности люди пришли к выводу, как важны книги, источники важного и интересного. Сначала они писались от руки и также переписывались. Это занимало много времени, и книги были распространены мало, а значит и мало людей могли их прочесть. Потом люди изобрели типографские машины, с их помощью появился первый печатный учебник Ивана Федорова — азбука. Буквы азбуки немного были похожи на наши. Потом на смену азбуке к детям пришел букварь, который теперь составляет основу школьной программы по дисциплине «чтение».

Чем отличается азбука от букваря?

Вообще-то, азбука — это только алфавит с картинками и стишками на каждую из букв, а также последовательность букв, которые приняты в данной письменности и имеют определенный порядок расположения. Название «азбука» пошло от старославянских букв «аз» и «буки», которые были первыми буквами алфавита.

Букварь же — это то, по чему все учатся читать. Здесь буквы не даются в алфавитном порядке, они отсортированы по «степени сложности» и используемости в речи. Здесь же присутствуют упражнения, дающие навыки правильного чтения, в них сложность повышается от начала к концу книги, от маленьких слов до больших текстов. Букварь – это, пожалуй, важнейшая книга в школьной программе для начальных классов. Недаром праздник букваря в 1 классе отмечается во многих школах как своеобразное посвящение детей в школьную жизнь. Букварь — это еще и первый учебник в школе по развитию речи и логики детского мышления.

Дети начали ходить в школу давно. Тогда учились читать не по печатным книжкам. Раньше буквы вырезались на деревянных дощечках. Первый способ написания текстов был ручным, что затрудняло чтение книг, их распространение. Только спустя несколько сотен лет появились первые книги, ускоряя обучение грамматики.

Лишь после появились печатные машины, с помощью которых получилось увеличить количество изданий, облегчить понимание написанного. В чем разница терминов — ответит на вопрос статья.

Определение слов «азбука», «алфавит» и «букварь»

Сначала стоит разобраться с алфавитом. Он представляет определенную расположенность букв, идущих в строгой последовательности друг за другом . Каждый буквенный символ обладает отличающимся названиями. Буквы различаются произношением, что позволяет выделить символ среди остальных, запомнить его, использовать в будущем.


Термин возник объединением произношения двух греческих букв — Альфа и Вита . Встречается на плакатных изображениях, разворотах книг. Таким образом, он является частью упомянутых ниже форм использования буквенных обозначений.

Букварь считается первой книгой, с которой сталкивается ребенок при посещении школы. С его помощью происходит изучение чтения:

  • слогов;
  • слов;
  • текстов.

История насчитывает несколько столетий. Первую книгу напечатал Иван Федоров в 1578 году. Тогда большинство простых людей жили в деревнях, носили непривычную современным людям одежду.

Книжных изданий было мало, чтение не было основной потребностью жителей страны. Цены на книги были довольно большими. Тогда по указу Ивана Грозного построили Печатный двор, появилась первая типография. Главой стал Иван Федоров, и первая выпущенная печатным станком книжное издание называлось «Апостол».

Большая часть изданий была посвящена церкви. Пять лет Печатный двор работал исправно до страшного пожара. Восстановлению здание не подлежало, что на время остановило работу типографии.

Это вынудило Ивана Федорова уехать во Львов. Город еще входил в состав Польши. Там публицист занялся выпуском Азбуки. Появилась она в 1574 году. Эту дату считают достаточно важной, так как она ускорила процесс обучения детей.

Лишь через сто с лишним лет после выхода азбуки появился первый букварь. Спустя двести лет из печати вышло две книги, используемые по сегодняшний день:

Стоит отметить, что оба термина пересекаются. Но если раньше не было существенной разницы, то теперь отличия имеются . Стоит рассмотреть разницу подробнее. Рекомендуется познакомиться с остальными терминами, которые будут сравниваться, поближе. Точнее — рассмотреть их отличия.

Хочется дополнительно упомянуть, что сейчас азбука — представленный в напечатанном виде алфавит . Используется для изучения букв. Таким образом, она становится на ступеньку ниже букваря. Используется дошкольниками.

Основные отличия в понятиях

Подробнее стоит рассмотреть разницу между азбукой и букварем, так как алфавит используется обеими книгами . Таким образом, стал основой для создания сравниваемых ниже терминов.

Ключевые отличия представлены таблицей:

Отличие Азбука Букварь
Содержание Представляет алфавит. Книга может содержать стишки, картинки, посвященные каждой букве. Что касается последовательности символов, то они повторяют содержания алфавита. Название произошло благодаря соединению звуков двух первых старославянских букв — аз и буки. Предназначен, чтобы научиться читать. Буквы расположены не в алфавитном порядке. Они имеют определенное расположение, зависимое от степени сложности, используемости. Также содержит упражнения, благодаря которым ребенок учится читать.
Сложность Простая для изучения. Ребенку потребуется от пары дней до недели, если есть желание познать вид, произношение символов. Будет сложным для изучения. Все упражнения отсортированы от легких к более сложным, поэтому процесс обучения будет постепенным.
Время изучения Подходит детям младшего дошкольного возраста , когда необходимо обеспечить знакомство с буквами. Считается важным предметом школьной программы начальных классов . Обычно ее изучают первоклассники. Недаром первое сентября называют праздником букваря.

Таким образом, становится понятно, что разница между понятиями существенная . Сегодня данные слова путать не рекомендуется.


Выводы

Касаемо подведения итогов, выделяется три основных пункта:

  1. Алфавит послужил основой для издания столь полезных, замечательных книг. Если бы не создание определенной последовательности букв, люди не научились бы понимать друг друга.
  2. Азбука представлена упорядоченным расположением буквенных символов, объяснением каждой при помощи картинок, стихотворений . История ее возникновения связана с развитием письменности. Первое издание появилось, когда только было создано книгопечатание.
  3. Букварь ранее не отличался от азбуки, их считали синонимами. Затем он претерпел изменения. С его помощью начали учить детей читать слоги, соединяя их в слова, предложения, тексты . Он содержит больше упражнений нежели картинок, объемнее по содержанию. Теперь считается серьезнее.

Смотрите видео про обучение чтению, буквари и азбуки:

Ещё интересные статьи.

Нам этот букварь велела купить логопед для занятий с 5 летним мальчиком, поэтому я его купила без вопросов. Она очень его хвалила, сказала что т.к. его написала логопед, он очень хорошо продуман в плане обучения ПРОИЗНОШЕНИЮ звуков, чтению, и звуко-буквенному анализу. Мини букварь мне попался случайно, возможно в тот момент в описании не было слова мини и я не поняла чем отличаются два букваря Жуковой и случайным образом выбрала мини, если бы знала, купила бы большой. При заказе не удержалась и закупила еще несколько интересных по описанию пособий (Смотрова "Первые шаги к чтению", Федины "Как научить ребенка читать", Соболева "Новый букварь"...). Про каждое напишу отдельно.
На мой взгляд, покупать несколько разных пособий бессмысленно (ну разве для того чтобы, чтобы ребенок или вы сами выбрали себе что-то одно наиболее подходящее, как написали в одном из предыдущих отзывов): они все построены на различных методиках и использовать их одновременно у меня не получается: даются разные буквы (в разном порядке), по-разному разбиваются слоги....Я остальные купленные пособия почти не использую, только иногда посмотреть пройденную в Жуковой букву или найти какое-то интересное упражение. Но если бы их не купила, то Жуковой вполне бы хватило. Хотя согласна с другими пользователями, что упражнения и картинки не очень интересны для ребенка. Но мы ведь не для интереса его читаем, а для правильного развития.
Из того, что я сама заметила при сравнении разных пособий:
1)в Жуковой нет знакомства с алфавитом. сначала даются простые (с одним звуком) гласные А,У, О и чуть позже Ы и почти все согласные, потом уже сложные согласные Е, Ю,Я. Сынуля любит сам собирать магнитными буквами разные слова(какие сам захочет) и если попадаются эти сложные гласные у него тенденция их неправильного написания, т.к. он ориентируется на ЗВУЧАНИЕ, а это как раз очень правильно и важно, как говорит наша логопед для дальнейшего звуко-буквенного анализа в школе. И вот он пишет, например "мяач". Вот в Жуковой такие слова появляются в конце, когда ребенок уже читает.
2)в Жуковой хорошо и наглядно дано соединение букв в слоги. Сынуля сразу понял, а до этого давно уже знал все буквы, но в слоги не соединял, я пробовала объяснить, но безуспешно.
3) первые слоги не (согласный+гласный), а (ГЛАСНЫЙ+ГЛАСНЫЙ), потом (гласный+согласный) и только после (согласный+гласный) как самый сложный.
4)в Жуковой слова правильно разбиты на слоги, в отличие, скажем, от Фединых. А у моего сынули как раз тенденция неправильно "отхлопывать" слова, например: В-РАГ и зачем еще больше его запутывать?
5)в Жуковой на каждой странице есть слева специальная красная вертикальная полоса от которой надо начинать чтение.
6)в Жуковой есть специально подобранные страницы и упражнения на дифференциацию звуков, например Ж-З, Ж-Ш, К-Г, Д-Т, Е-Ё....
Вывод: лучше купить какое-то одно пособие (букварь) и несколько книжек-малышек для первого чтения, где слова разбиты на слоги. Например издательства Адонис такие серии как "Начинаем читать по слогам"-самая красивая серия особенно с рисунками Долгова, "Читаем по слогам", "По слогам читаю сам"... Здесь они продаются за 15-20 руб. Еще несколько книжек для подготовки руки к письму (например из серии Рабочие тетради дошкольника Солнечные ступеньки Дакота). И, обязательно, магнитную азбуку, лучше всего с двухцветную для гласных и согласных (это только у Жуковой). Этого будет вполне достаточно для самостоятельного обучения чтению и подготовки к школе, разумеется, при отсутствии каких-то логопедических проблем. И главное, что я узнала от нашего логопеда и в Жуковой это тоже отмечено, при изучении букв надо учить ребенка не их названию, а звуку, который обозначается этой буквой! Не БЭ, ВЭ, а (Б), (В)!
Удачного и лёгкого всем обучения!

Пособие для обучения детей грамоте кто-то называет букварем, а кто-то азбукой. Но на самом ли деле эти слова обозначают одно и то же? Или между ними все-таки есть какая-то разница?

Славянские корни

Как писал в одном из своих этимологических словарей известный лингвист Николай Шанский, слово «азбука», в отличие от «алфавита», имеет славянские корни. Оно состоит из 2-х первых славянских букв: «аз» и «буки», а «алфавит» - из первых греческих: «альфа» и «бета».

Точно так же, как и с «азбукой», дело обстоит и с «букварем». Согласно «Этимологическому словарю» Крылова, «букварь» произошел от старославянского слова «буква», которое в свою очередь было позаимствовано из германских языков (boka – "буква").

Азбуковник

Несмотря на общую славянскую «родословную», «азбука» и «букварь» появились в русской речи в разное время. Первенство в данном плане принадлежит «азбуке». Как сообщает Семенов в своем «Этимологическом словаре русского языка», это слово известно в древнерусском языке еще с XIII века. Первоначально именно так называли учебное рукописное пособие для изучения алфавита.

В XV-XVII веках на Руси получили особое распространение так называемые «азбуковники». В азбуковниках содержался не только алфавит, но и, как пишет автор книги «Становление и развитие школьного исторического образования в России ХVI – начала ХХ вв.» Михаил Студеникин, небольшие тексты, разъясняющие различные непонятные слова, а также религиозно-нравственные поучения и краткие сведения о науках и явлениях.

Букварь

Если же короткие рукописные пособия для обучения грамоте называли азбукой или азбуковником, то первый печатный учебник уже стали именовать букварем. Как сообщает Марат Ботвинник в своей работе «Откуда есть пошел букварь», в Москве первым такую книгу выпустил Василий Бурцов 20 августа 1634 года. Называлась она «Букваръ языка славянского, сиречь начало учения детям». Правда, до него в 1574 году был еще печатник Иван Федоров, но тот окрестил свой учебник по старинке - азбукой.